Финансирование некоммерческих организаций: новые подходы

Государственные программы помощи в социальной сфере

Государство играет важную роль в финансировании социальной сферы, предоставляя гражданам различные программы поддержки и помощи. Эти программы нацелены на улучшение качества жизни населения, обеспечение доступа к социальным услугам и поддержке наиболее уязвимых групп.

Государственные программы помощи в социальной сфере могут включать в себя:

  • программы материальной помощи семьям с детьми;
  • программы социальной поддержки пенсионеров;
  • программы помощи малоимущим гражданам;
  • программы реабилитации и социализации инвалидов;
  • программы поддержки безработных;
  • программы образования и развития молодежи;
  • программы поддержки жертв насилия и домашнего насилия;
  • программы помощи беженцам и переселенцам;

Для реализации этих программ государство выделяет бюджетное финансирование, которое может происходить из различных источников, включая налоговые поступления и заемные средства. Главная задача государства — обеспечить эффективное распределение средств с учетом приоритетов социальной политики и потребностей населения.

Показатели эффективности социальных вложений

Определить рентабельность проекта, можно используя простую методику, которая выражается в соотношении произведенной прибыли к возможным затратам. Итогом хозяйственной деятельности выступает экономическая эффективность, которая характеризуется несколькими показателями: натуральными и стоимостными. Из ключевых особенностей социальных инвестиций можно сделать вывод, что это достаточно неординарный способ вложения средств, целью которого является не только получение дивидендов. Их продуктивность отображается следующими факторами:

  1. Социальным явлением. Он олицетворяет динамику изменений жизни населения страны или конкретного региона за счет финансирования.
  2. Социально-экономическим явлением. Ему характерно внушительное число значений, среди которых увеличение услуг, снижение цен на их предоставление, минимизация выплат по безработице и уменьшение расходов предприятий на обслуживание.
  3. Экономической эффективностью. Она представлена объемом затрат на исследование конкретной области деятельности.
  4. Социальной эффективностью. Показатель представлен количественной формулой уровня продуктивности общественных целей. Чаще всего он характеризует степень обеспеченности жителей недвижимым имуществом, параметры рождаемости и смертности, улучшение потребительских цен.

Конкурс малых грантов для северных территорий

Республика Карелия, Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Архангельская область, Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ

до 20 марта 2023

300 000 ₽

Кто предоставляет

Фонд поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество»

Для кого мера поддержки

Государственное учреждение, НКО (негосударственная некоммерческая организация), СМИ, Учреждение культуры, Учреждение соц. защиты

Описание

Конкурс объявил Координационный комитет по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Оператором выступает Фонд поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество».

В рамках четырех основных проектных направлений, к которым относятся образование и воспитание, социальное служение, культура и информационное, определено несколько приоритетных тем конкурса.

  • Региональные традиции и наследие народов
  • Экология
  • Воспитание детей в духе любви к своей семье и духовно-нравственным традициям, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей в обществе

Требования к заявителю

Организации, участвующие в Программе, должны соответствовать следующим требованиям:

  1. организация-заявитель должна быть зарегистрирована как юридическое лицо;
  2. организация осуществляет в соответствии с уставом один или несколько видов деятельности, соответствующих проектным направлениям, указанным в главе V настоящего Извещения;
  3. организация не находится в процессе ликвидации, в отношении нее не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), деятельность организации не приостановлена в порядке, предусмотренным законодательством;
  4. у организации отсутствует просроченная задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением сумм, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности организации по уплате этих сумм исполненной). Организация признается соответствующей установленному требованию в случае, если ею в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанной задолженности и решение по такому заявлению на дату подачи организацией заявки на участие в Конкурсе не принято;
  5. у организации отсутствует просроченная задолженность по отчетности за полученные ранее гранты;
  6. место нахождения организации (место государственной регистрации) должно быть на одной из обозначенных в перечне территорий (Приложение к извещению). Подача заявок от организации, не зарегистрированной на одной из указанных территорий, допускается в случае, если в качестве ее партнёра выступает организация, зарегистрированная на одной из обозначенных в перечне территорий.

Регламентирующие документы

Извещение_конкурс малых грантов_на сайт.pdf

Основной потенциал решения проблем вложений

К сожалению, сегодня нет роста заинтересованности частного предпринимательства в обществе, причиной этому является реформирование налоговой отрасли. По мнению аналитиков, именно социальные вложения должны стать важным стимулом в предстоящих изменениях налоговой системы. Рост народнохозяйственных показателей должен быть осуществлен в федеральном масштабе в противном случае ситуация может привести к упадку экономики страны.

Стоит отметить, что социальная сфера как никогда нуждается в привлечении материальных средств, которые будут использованы для ее развития и совершенствования. Ежегодно государство выделяет определенную сумму из бюджета, однако финансирования недостаточно, поэтому задача рассматриваемой области деятельности состоит в создании комфортных и выгодных условий для привлечения владельцев свободных капиталов. Эффективным импульсом к развитию общественной системы может стать слияние государственных и коммерческих инвестиций.

В заключении можно сказать, что при начале инвестиционной деятельности предприниматель задается целью, которая всем известна – извлечение прибыли. Прежде чем вложиться в проект или предприятие задача инвестора заключается в проведении технического и фундаментального анализа рыночной ситуации. Это поможет определить уровень рисков и прочие обстоятельства для исключения возможности получения убытков или полной потери капитала.

Абсолютно новым и мало востребованным бизнесом в России является социальное инвестирование. При отказе от финансирования общественных программ предприниматели не учитывают выгоду от такой формы вложений. К примеру, инвестировав часть свободных денежных средств и социальный проект, у физического лица есть возможность улучшить имидж своей компании или получить неоспоримые преимущества перед конкурирующими организациями.

Отзывы и обсуждения

Государственные программы поддержки семей с детьми

Одной из важных областей государственной помощи является программа материальной поддержки семей с детьми. Цель этой программы — обеспечение достойных условий жизни для детей и их семей, а также улучшение демографической ситуации в стране. В рамках этой программы предоставляются следующие меры поддержки:

  1. Выплата ежемесячного пособия на ребенка;
  2. Единовременное пособие при рождении ребенка;
  3. Пособие на детский сад или школу;
  4. Льготы на оплату жилья для семей с детьми;

Данные программы позволяют многим семьям облегчить материальное положение, особенно в период роста детей и ухода за ними.

Структуризация инвестирования в социальную область

В компетенцию общественной сферы входят объекты, которые предназначены для удовлетворения финансовых, религиозных и социальных нужд. Они могут быть представлены государственными и коммерческими институтами, деятельность которых направлена на восполнение гражданских потребностей населения страны и улучшения их качества.

Вклад в социальную деятельность – это не что иное, как финансирование объектов, которые относятся к рассматриваемой сфере для дальнейшего извлечения из них ожидаемого дохода. Это может произойти в результате успеха социального эффекта за счет повышение качества жизни людей определенной страны и удовлетворения их нужд. К объектам инвестирования могут причисляться активы, которые имеют особое значение в повседневности. К примеру, ресторанно-гостиничный бизнес, торговая отрасль, организации по предоставлению финансовых услуг, охрана здоровья, ремонт автомобилей и другие.

Учитывая вышеизложенное перечисление можно сказать, что значительная часть социальных объектов относится к непроизводственному сегменту. Несмотря на это не менее востребованными являются активы, обеспечивающие сферу определенным продуктом, то есть в эту категорию можно отнести розничную торговлю и сети заведений общественного питания. Среди основных субъектов инвестирования можно выделить следующих представителей:

  • страну;
  • юридические лица;
  • зарубежные капитала вкладчики;
  • некоммерческие институты;
  • частные лица.

Каждый инвестор, решая вложить свободные средства в социальную сферу, преследует конкретную цель. Например, для государства основной задачей является повышение дохода жителей, а также их уровня и качества жизни. В свою очередь частные предприятия не скрывают корыстных намерений и вкладывают средства для получения прибыли.

Проблемы инвестирования в социальную отрасль

Ни одна страна не может полноценно функционировать без социального общества, которое является одной из важных сфер деятельности населения. Уровень ее развития и обширности оказывает огромное воздействие на такие направления, как общественное, культурное и духовное существование личности. В идеальном варианте инвестирование социальной сферы должно осуществлять в государственных и исключительных масштабах

Однако для этого должны быть созданы специальные условия, которые позволили бы привлечь внимание инвесторов, не рассчитывающих на быстрый и высокий доход

Основными препятствиями на пути к улучшению инвестиционной политики в российской социальной сфере являются:

  • недостаточно наполненный государственный бюджет, что снижает шансы покрыть различные виды общественных инвестиций;
  • несовершенство налоговой политики исключает гарантию предоставления прямой выгоды инвесторам от участия в капиталовложениях;
  • коррупция регионального руководства и нестабильное положение в отрасли способствует затруднению создания инвестиционного фундамента в стране.

На данный момент единственным способом приблизить общественную деятельность к мировым стандартом является использование программ финансовой помощи для развития объектов социального значения.

Привилегии социального бизнеса

Социальные предприниматели получают три вида льгот: финансовые льготы, имущественные льготы, а также консультационную поддержку. Поговорим о каждом виде подробнее.

Финансовые льготы. Максимальная субсидия из федерального бюджета для социального предпринимателя — 1 миллион рублей, начинающие предприниматели могут рассчитывать на сумму до 300 тысяч рублей. Если лидер проекта пройдёт обучение в центре «Мой бизнес», он сможет получить грант от Министерства экономического развития. Размер гранта — от 100 тысяч до 500 тысяч рублей

Важное условие: предприниматель должен иметь собственные деньги для развития бизнеса — в размере суммы гранта


Производство глиняных изделий в мастерской социального проекта «Дом удивительных людей» — партнёров платформы Buy SocialФото: BuySocial

Социальные предприниматели могут обратиться в НКО — например, в фонд поддержки социальных инициатив в сфере детства «Навстречу переменам» или в фонд региональных социальных программ «Наше будущее».

Также можно перейти на пониженную налоговую ставку — 1% или 5%. Они доступны, если вы используете упрощённую систему налогообложения. Помочь в привлечении инвестиций могут краудфандинговые платформы — например, Boomstarter или Planeta.ru.

Имущественные льготы. Социальные предприниматели могут получать участки и здания в аренду или владение на безвозмездной или льготной основе. По этим вопросам нужно обращаться в Федеральную корпорацию по развитию малого и среднего предпринимательства.

Текущие особенности финансирования социальной сферы

Одной из текущих особенностей финансирования социальной сферы является активное привлечение частного сектора. Все больше и больше услуг в социальной сфере предоставляются частными компаниями, которые внедряют инновационные подходы и обеспечивают высокое качество услуг. Привлечение частного сектора позволяет расширить ассортимент и улучшить качество предоставляемых услуг в социальной сфере.

Другой особенностью финансирования социальной сферы является переход к реализации проектной модели финансирования. Вместо того чтобы финансировать учреждения и организации, государство все чаще предоставляет субсидии на конкретные проекты. Это позволяет эффективнее использовать бюджетные средства и обеспечить лучшую затратную эффективность.

Также наблюдается увеличение роли меценатов и благотворительных организаций в финансировании социальной сферы. Многие богатые люди и компании вкладывают средства в различные социальные проекты и программы, таким образом поддерживая нуждающихся и способствуя развитию социальной сферы в целом.

  • Основные особенности финансирования социальной сферы:
  • Привлечение частного сектора для расширения и улучшения услуг.
  • Использование проектной модели финансирования.
  • Увеличение роли меценатов и благотворительных организаций.

В целом, текущие особенности финансирования социальной сферы направлены на улучшение эффективности и качества предоставления услуг, а также обеспечение доступности и равноправия для всех граждан.

Публично-частное партнерство в социальной сфере

Основная идея публично-частного партнерства заключается в том, что участники такого партнерства объединяют свои ресурсы, компетенции и опыт, чтобы достичь общих целей общественного блага. Государство обеспечивает финансирование, законодательную поддержку и регуляторную функцию, а частные компании и некоммерческие организации предоставляют инвестиции, управленческий и технический опыт.

Преимущества публично-частного партнерства в социальной сфере:

  1. Эффективное использование ресурсов: публично-частное партнерство позволяет объединить государственные и частные ресурсы для достижения наилучших результатов. Государство может увеличить доступность и качество социальных услуг, а частные компании получают возможность участвовать в реализации социальных проектов.
  2. Инновации и экспертиза: частные компании и некоммерческие организации могут привносить инновационные технологии и практики в сферу социального обслуживания и заботы. Это позволяет улучшить качество услуг и повысить эффективность их предоставления.
  3. Гибкость и адаптивность: публично-частное партнерство позволяет быстро реагировать на изменения потребностей общества и внедрять инновационные решения. Гибкие структуры управления и операционной деятельности позволяют быстро принимать решения и внедрять изменения.
  4. Взаимовыгодное сотрудничество: публично-частное партнерство способствует созданию взаимовыгодных отношений между государством, бизнесом и некоммерческим сектором. Участники партнерства делятся рисками и выгодами, что создает стимул для совместных и успешных проектов.

Публично-частное партнерство в социальной сфере является эффективным инструментом для развития и модернизации социальных услуг. Правильное использование этой формы финансирования может привести к улучшению качества жизни граждан и удовлетворению их базовых потребностей

Важно только четко определить роли и ответственности каждого участника партнерства и обеспечить прозрачность и эффективность его работы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: